Тренер: кто он?
Спортивный тренер – кто он для спортсмена? Вопросы межличностных отношений всегда очень важны для выстраивания тренировочного процесса. Поэтому мы решили узнать у тренеров, как они относятся к своим подопечным и как правильно выстраивать отношения между тренером и спортсменом.
«Когда работаешь с детьми, нужно быть и наставником, и другом, и мотиватором»
Тренер по волейболу спортивной школы олимпийского резерва по игровым видам спорта Василий Дворников:
«В моей практике, тренер – это все сразу: друг, наставник, мотиватор и отец для некоторых. Зачастую, когда долго тренируешь одного спортсмена, то ваши отношения меняются, в моем случае в дружескую сторону, но это мне совершенно не мешает. Я не использую никаких воспитательных методов, единственное, что я делаю – это помогаю детям разобраться с их психологическими проблемами, им часто не хватает внимания и уверенности в себе, ведь я еще и педагог».
Тренер и педагог танцевальной студии «Лига танцев» Ирина Криулина:
«Тренер – это наставник, пример, помощник, и дистанция всегда должна оставаться. Можно иметь доверительное общение, соблюдая отношения «тренер – ученик», но при этом всегда важно учитывать возраст спортсмена. При этом всегда придерживаюсь принципа: мы все – одна команда».
Тренер по футболу Андрей Воронин:
«В моей практике тренер – это и друг, и наставник и мотиватор. С теми, кого я тренирую, что на футбольном поле, что в раздевалке, что за ее пределами, отношения больше дружеские. Когда это касается непосредственно тренировки и работы, подопечные понимают, когда тренер – друг, а когда нужно выполнять определенные требования. Никогда в своей практике я не сталкивался с тем, чтобы было панибратство.
Естественно, когда спортсмены помладше, то другое отношение, нужно учитывать возраст. А с теми, кто повзрослее, можно построже. К каждой категории свой подход».
Тренер по регби спортивной школы олимпийского резерва по игровым видам спорта Андрей Бурдейный:
«У каждого ребенка в жизни случаются разные ситуации, иногда юный спортсмен не знает, как справляться с проблемами, и он начинает выносить их на тренировку, а бывает, наоборот, не показывает виду. Нужно ловить тонкую нить и разговаривать с ребенком, чтобы, когда он приходил на тренировку, он занимался спортом, а не переживал.
На своей практике замечаю, что дети к детям разного возраста должен быть разный подход. Но нельзя допускать, чтобы ребята во время тренировочного процесса переходили границы.
К 13-14 годам молодые спортсмены должны понять, что в какой-то степени ты – друг, но они не должны забывать о самых главных целях, собственно, ради чего пришли в спорт.
Каждый тренер со своими спортсмена работает по-разному, понятное дело, что иногда для достижения каких-то результатов можно переходить на разные хитрости. Бывает такое, что команда сформировалась, и уже есть свой лидер, которому ты даешь установку на игру, он выходит на поле и решает все – это один из методов. Все индивидуально, нужно подбирать под каждую группу свою методику».
Руководитель студии восточных танцев и тренер Каролина Якумайте:
«В танцах важно душевное состояние, поэтому тренер должен быть всем. Также мы должны мотивировать танцора, в нашей деятельности много конкурсов, фестивалей, то есть стремиться есть куда.
Дружескими отношения могут быть, но важно, чтобы ученик понимал, что мнение тренера должно быть решающим. И тренер, и ученик должны осознавать, зачем они пришли на тренировку: если подопечный хочет расслабиться и позаниматься для себя, то это один подход, а если хочет добиться успехов, то нужно много трудиться.
Я не сторонница жестких методов, считаю, что можно донести свою мысль до ученика более спокойно.
Занимаюсь я только с женщинами разного возраста, но к каждой группе свой подход. Детям сложнее сконцентрироваться, поэтому иногда мы проводим тренировку в игровой форме, больше отдыхаем, нежели на тренировках со взрослыми. Для подростков тоже другой подход, нужно учитывать современную моду, песни и танцы должны быть более активные, чтобы они физически могли больше показать. Что касается взрослых, там идет не только работа с упражнениями, но и с внутреннем миром, многие приходят с какими-то комплексами, поэтому женщин надо раскрыть и показать, какие они на самом деле прекрасные».
Можно сказать, что тренер для спортсмена, особенно во время тренировки, заменяет всех. Каждый человек хочет, чтобы его поняли, а если он всю свою жизнь посвящает спорту, то кто его лучше всего поймет, если не человек, который его тренирует?
Текст — Анжелика Лебедева